Белгородская региональная общественная организация

"Центр социальных инициатив "Вера"

 29 Июн 2021 16:49

НКО и государственный (муниципальный) социальный заказ

С 01 января 2021 начался эксперимент по привлечению негосударственных некоммерческих организаций к оказанию услуг в социальной сфере

Традиционно эти услуги предоставляются государственными и муниципальными учреждениями. При этом будет применяться новый механизм распределения бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственных (муниципальных) услуг, - социальный заказ. Что же изменится и как?

О государственном (муниципальном) социальном заказе

Сама идея соцзаказа зрела давно - проект закона был разработан Минфином еще в 2016 году и опубликован на федеральном портале проектов НПА, но приняли его только через четыре года. Закон о соцзаказе вступил в силу 01.09.2020, однако о полноценном действии говорить было нельзя: документ носит рамочный характер, то есть предполагает принятие подзаконных актов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основная цель принятия Закона - расширение возможностей потребителей социальных услуг и повышение их качества.

Если ранее услуги, предоставляемые потребителю за счет бюджетных средств, оказывать могли только бюджетные учреждения, то нововведение допускает на рынок госуслуг и других исполнителей.

Итак, согласно Закону о соцзаказе госуслуги в социальной сфере будут предоставляться потребителю за счет бюджетных средств конкурентным и неконкурентным способом. Неконкурентный способ - это "старый добрый" государственный заказ. А вот конкурентные нововведения - это два варианта отбора исполнителей услуг: конкурс на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и социальный сертификат.

Все государственные и муниципальные услуги в социальной сфере, оказываемые в рамках государственного или муниципального соцзаказа, освобождены от НДС согласно поправкам, внесенным в ст. 149 НК РФ Федеральным законом от 13.07.2020 № 191-ФЗ. Это позволит создать равные условия налогообложения при оказании таких услуг для госучреждений и негосударственных социально ориентированных организаций.

Что такое конкурс?

Конкурс - это отбор поставщиков социальных услуг из числа любых юридических лиц, а также, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.

Согласно ч. 3 ст. 9 Закона о соцзаказе все участники отбора исполнителей услуг должны соответствовать перечню требований, указанному в данной части (например, отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам, конфликта интересов с организаторами). Участники подтверждают соответствие установленным требованиям гарантийным письмом. Могут быть истребованы и другие документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в объявлении о проведении конкурса, согласно Правилам проведения конкурса.

Объявления о проведении конкурса размещаются на специальных интернет-площадках. Процедура выбора поставщика услуг напоминает процедуру закупки - участники должны соответствовать установленным требованиям, их предложения оцениваются по определенным критериям, с выбранными исполнителями услуг заключается соглашение, их работа оплачивается из бюджета, качество предоставления услуг контролируется заказчиком.

Что такое социальный сертификат?

Согласно ч. 7 ст. 2 Закона о соцзаказе это именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере. Важно отметить: не только из числа государственных организаций.

Сертификат регулирует количество и объем предоставляемых услуг, условия их предоставления, а также (в установленных НПА случаях) определенное качество предоставляемой услуги. Сертификат гарантирует получение из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ средств на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием конкретной услуги.

То есть социальный сертификат удостоверяет право гражданина получить социальные услуги в определенном объеме и на определенных условиях и право исполнителя получить плату в виде бюджетных средств за оказание этих услуг.

Общие требования к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1915.

Может ли учреждение, выполняющее госзадание, участвовать в конкурентном отборе?

Да, может. Частью 3 ст. 9 Закона о соцзаказе установлен ряд требований к участникам отбора исполнителей социальных услуг. Любое юридическое лицо, соответствующее данным требованиям, может участвовать в отборе.

В свою очередь, ч. 7 ст. 9 и ч. 1 ст. 18 Закона о соцзаказе устанавливают, что, если государственное (муниципальное) учреждение войдет в число исполнителей соцуслуг по результатам отбора, такому учреждению утверждается государственное (муниципальное) задание и с учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения этого задания. То есть этот дополнительный объем услуг войдет в государственное (муниципальное) задание.

В чем преимущества механизма социального заказа для НКО? Они ведь и вне его уже участвуют в оказании услуг в социальной сфере.

Сейчас негосударственные организации оказывают услуги либо за плату, либо на средства грантов. Стабильными и постоянными эти доходы назвать нельзя.

Вместе с тем, для НКО внедрение социального заказа дает возможность обеспечить потребителю оказание услуги на регулярной основе, а не только тогда, когда организация получила грант. То есть за счет выполнения соцзаказа формируется устойчивый финансовый фундамент, который позволяет НКО продолжать свою деятельность, связанную не только с оказанием услуг гражданам, но и с реализацией социальных проектов, не связанных с исполнением соцзаказа.

Механизм социального заказа гарантирует исполнителям услуг наличие понятных и прозрачных финансовых потоков.

Сейчас есть дисбаланс в вопросах финансирования при оказании услуг государственными и негосударственными организациями. Негосударственные не получают средства на содержание имущества. Закон о социальном заказе вводит равный норматив. Также можно будет использовать авансирование, исключить риски неоплаты оказанных услуг.

Кроме того, тот факт, что НКО признали достойной оказывать бюджетные услуги, пойдет на пользу репутации организации, даже если в дальнейшем ее деятельность не будет связана с исполнением социального заказа.


Дата последнего изменения: 15 Дек 2021 16:54